Страничка учителя-логопеда

    Логопедический массаж и его значение в развитии речи детей.

    Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

     Польза массажа                                                                                                     Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо — и кровообращение. А, следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.
Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

    Основные цели массажа:

—  нормализация мышечного тонуса общей, мимической, артикуляционной мускулатуры;                                                                                                              —  уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;                                                                                                                            —  снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенизии, гиперкенезы, судороги);                                                                               —  увеличение объёма и амплитуды движений языка; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

При помощи логопедического массажа можно добиться поразительных успехов в лечении таких речевых нарушений, как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия, заикание, нарушения голоса.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

 

 

Сказка в помощь нам….. (продолжение).

В начале этого учебного года мною был  разработать проект для детей старшей группы (5-6лет) «Развитие речи детей через русско-народные сказки».  ».  Проект рассчитан на один учебный год, на каждый месяц одна сказка (от простой к более сложной). Цель данного проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей старшей группы а так же создание условий для полноценного речевого развития  детей через театральную деятельность.

Сказка в помощь нам.

 

 

Развитие речи в кругу семьи через творческие задания.

Очень важно стимулировать речевую активность, выразительность речи и расширять активный и пассивный  словарь детей, а так же умение пересказывать.  Для этого не всегда нужны нудные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в  творческих играх и заданиях. Дети уже с трёх лет могут достаточно самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, причём делают это очень выразительно.

Попробуйте предложить своему ребёнку следующие творческие задания которые помогут Вам в нелёгком деле развития речи детей….

  1. Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая — печальная , третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, на другой – три. Ребёнок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

  1. Измени песню.

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и о своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке…. Выберите хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

  1. Давай расскажем сказку.

Попробуйте с ребёнком рассказать знакомые сказки по- очереди.                 Например … Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает:   «Жили – были….» и.т.д.

  1. Говорим по – разному.

Прочитайте один и тот же детский стих сначала обычным голосом, затем очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голосом, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочесть как страшную историю.

  1. Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи ребёнка может стать просмотр мультфильмов (добрых, полезных, интересных). Начните вместе с  вашим ребёнком смотреть мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» о неотложном деле, которое Вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать Вам позже, что произойдёт в мультфильме и чем он закончится.

Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика.

 

 

Культура речи!!!

Думаю что, каждый взрослый время от времени задумывается, что же такое «культура речи», как научить, как помочь своему ребёнку культурно говорить, всегда и везде.

Изучив и проанализировав достаточно большое количество литературы написанной разными авторами в разные годы,  можно сделать следующие выводы:

— культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и доходчивое и наиболее уместное.

Шыряев называет три аспекта культуры речи:

— нормативный – это соблюдение языковых норм;

— коммуникативный – это обще принятые средства общения зависимо от статуса, положения в обществе;

— этический – это речевое поведение, определяемое взаимоотношениями с говорящим, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения.

Понятие «культура речи» тесно и неразрывно связано с понятием «техника речи». Под техникой речи понимают совокупность умений и навыков, имеется в виду дыхание, голос, дикция.   —  Дыхание – от правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса и его изменений;    — Голос – участвует в образовании речи; — Дикция – ясная отчётливая речь.

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культуру речи воспитывающих» (педагогов, родителей и.т.д.) и сделала следующие выводы:

  1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует прежде всего учитывать ошибки в своей речи, её погрешности, бороться сними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особое внимание требует к себе этика речи. По форме и тону речь взрослого должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи. При длинных, сложных предложениях детей не улавливают основного смысла.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
  5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности зависит точность восприятия, отчётливость понимания.
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи ребёнок не способен.

Дорогие взрослые!

Ниже приведены полезные советы, которые помогут Вам в трудной работе становления правильной, культурной  речи ребёнка.

— обучайте ребёнка умению устанавливать связи между словами, предметами, мыслями;

— поощряйте желание ребёнка рассказывать, используйте для этого книги, картинки, ситуации;

— в своей речи используйте слова в которых ребёнок затрудняется;

— рассказывайте ребёнку о сходстве и различии между вещами;

— читайте длинные рассказы (старший дошкольный возраст);

— уделяйте внимание речи ребёнка;

— будьте образцом правильной речи, не сюсюкайте с ребёнком;

—  произносите слова ясно, правильно, не торопясь, чтобы ребёнок мог слышать и подражать;

— хвалите ребёнка, когда он правильно произносит звуки, особенно те, в произношении которых ребёнок раньше затруднялся.

                            А где же звук??? 

— А где же звук? – именно этот вопрос слышит логопед, как только ребёнок начинает посещать логопедические занятия.

К сожалению, звук не появляется на первом же занятии.  Началу постановке звуков предшествует подготовительный этап, когда на занятиях укрепляется и развивается артикуляционный аппарат. Лишь после того, как артикуляционный аппарат достаточно готов к постановке звука, начинается работа, по постановке звука! Но это ещё не всё. Для того, что бы звук прочно вошёл в речь ребёнка, а главное не исчез, с ним нужно долго работать поэтапно:

  1. Автоматизация звука изолированно (т.е. один);
  2. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных);
  3. Автоматизация звука в словах;
  4. Автоматизация звука в чистоговорках  и словосочетаниях;
  5. Автоматизация звука в  предложениях;
  6. Автоматизация звука во фразах;
  7. Автоматизация звука в стишках и стихах;
  8. Автоматизация звука в обычной речи.

Вот такой долгий путь отработки должен пройти звук, чтобы стать нормой и остаться навсегда в речи ребёнка.

Ни в коем случае нельзя пропустить ни один этап, а каждый этап это работа  ни одного занятия, а так же конечно нужно помнить о индивидуальных особенностях каждого ребёнка.

И вот казалось бы звук есть в речи ребёнка, но и это ещё не всё, его необходимо продолжать отрабатывать, напоминать ребёнку о нём, для того чтобы в полном объёме заработала мышечная память.

И лишь когда ребёнок будет себя контролировать, когда начнёт работать мышечная память, вот тогда можно  говорить о том, что звук отработан. И это показатель того, что можно переходить к работе над следующим звуком…..

«Больной» вопрос или нужно ли посетить детского невролога?

Да, да именно «больным» вопросом и темой является для родителей сама мысль о том, что нужно сводить ребёнка на приём к детскому неврологу. Практика показывает: родители боятся того, что данный специалист поставит ребёнку диагноз, о котором еще вдруг кто – то узнает, то будут  относиться  к ребёнку плохо.

Уважаемые родители, мы педагоги даём рекомендации посетить детского невролога не для того, что бы ребёнку выставили диагноз, а для того, чтобы Ваш ребёнок мог получить максимально возможную помощь.                                                                                                                                                                               Почему именно я коснулась данной темы? – Потому что я – практикующий  логопед! А всеобщая логопедическая практика показывает, что 85 – 90% детей от числа нуждающихся в коррекционно – развивающих логопедических занятиях это  те дети,  которые нуждаются  в консультации детского невролога. Именно детский невролог может помочь детям с речевыми нарушениями, данный специалист определит какое лечение необходимо конкретному ребёнку. Причём такое лечение не заключается только в назначении медикаментозных средств. Хороший квалифицированный специалист назначает детям в первую очередь полное комплексное необходимое обследование, после чего так же назначается комплексная терапия.                                      Такая терапия может содержать: медикаментозные  средства, различные  физиотерапевтические процедуры  (парафинолечение, электролечение, магнитотерапия,   электрорефлексотерапия  и др.),  общий массаж, логопедический массаж, мануальная терапия  и многое другое.                                                                                                        Все эти процедуры и лечение способствуют укреплению организма в целом, укреплению мышц артикуляционного аппарата, активизации нейронных связей в коре головного мозга и речевых  центров  головного мозга (центр Вернике и центр Брока) — которые отвечают за речевое развитие.  Но всё это назначить и определить необходимые дозировки может и имеет право только детский невролог.

К сожалению реалии сегодняшней жизни таковы, что детки рождаются слабыми и нуждаются в помощи разных специалистов. И только тогда, когда будет комплексный подход к данной проблеме: лечение у детского невролога, коррекционно – развивающие логопедические занятия, выполнение родителями рекомендаций и занятий дома с детьми, лишь только тогда речь Вашего ребёнка полноценно развиваться и становится лучше, правильнее и красивее.

Конечно же нужно сказать и о опасениях родителей, если ребёнку всё же был выставлен какой либо диагноз. В первую очередь не нужно этого боятся, и боятся того что кто то об этом узнает. Отношение педагогов к ребёнку не в коем случае не изменится (тем более в худшею сторону), а наоборот для опытного педагога это показатель того, что к данному ребёнку необходимо относится более внимательно, в каких то моментах мягче, а в каких то более настойчиво, т.к. разные диагнозы подразумевают разные подходы к ребёнку.

Ещё раз хочется сказать, посещение квалифицированного, хорошего специалиста – детского невролога – это в первую очередь помощь ребёнку в его развитии и укреплении здоровья в целом.

Уважаемые родители если у Вашего ребёнка есть речевые проблеме , то пожалуйста подумайте о посещении детского невролога, во благо Вашего ребёнка!

 

Сказка в помощь нам…

   Все мы знаем, что дети с нарушением речи, очень застенчивы, они стесняются выступать перед публикой, им тяжело раскрыться и показать свои способности.  И наша задача, взрослых  и в первую очередь логопедов и воспитателей помочь детям преодолеть их страхи и опасения, и научится выступать перед публикой. Это умение очень важно и необходимо – это становится наиболее ясно и заметно при поступлении ребёнка в школу.

Сказка в помощь нам

 

Консультация для родителей 

Логопедическое домашнее задание

Логопедический кружок «Наши язычки».

Рекомендации для родителей развитие фонематического слуха у детей

Развитие фонематического  слуха и восприятия                в онтогенезе.

  Развитие фонематического слуха в онтогенезе